Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
 «Хотите, чтобы Ваш ребёнок   ходил в школу с удовольствием?» 

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.  

Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. 

Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда Вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные? 

В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устроить её, но, не обсуждая все подробности с ребёнком. 

Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке—грустное зрелище. 

Пусть ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы. 

Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора. 

Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи. 

Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни. 

В школе Ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя. 

 
Памятка родителям школьника (начальные классы)
 

1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.

 

«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.

 

«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.

 

Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

 

2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.

 

3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.

 

4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.

 

5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.

 

6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

 

7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»

 

8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

 

9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

 

10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»

К этому осталось добавить только «Я люблю тебя». Именно это стоит за всеми словами, фразами и молчаливыми жестами. Это важно для тех, кто нам дорог.

                        Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы). Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.

6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

 

                                                                        В помощь родителям (если ребенок стал "отстающим"). 

Результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он неуверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: "Нет, это у меня никогда не получится". Раз "никогда", то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: "Ну какой же ты бестолковый!" - только подливает масло в огонь. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребeнку порой больше громких слов. 

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились? 

Первое - не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача - помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче. 

Второе - настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами). 

Третье - ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем. 

Четвертое - забудьте сакраментальную фразу: "Что ты сегодня получил?". Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке. 

Пятое - не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими. 

Шестое - интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: "Нет никаких сил... все нервы вымотал...". Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват - ребёнок. Себя все родители жалеют, вот ребенка - очень редко... Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает - больше читать; если плохо считает - больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Не смотрите "даже одним глазком" телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки - но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край... Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и " на расправу" другого. Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш "отстающий" ученик устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: "Ничего не задали". В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут.Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и "не жалея времени" сделать сразу все домашние задания. 

Седьмое - не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать все его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. 

Восьмое - работайте только на "положительном подкреплении". При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: "Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов". Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр... 

Девятое - но очень важное! - детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть... Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно, в каникулы. 

Десятое, и последнее - своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации. 

                                                  Десять заповедей родительской любви

 

1. Любите, всегда помня о том, что ребёнок – это данная вам свыше драгоценная чаша для разведения и хранения в ней творческого огня.   


2. Любите, помогая своему ребёнку быть самим собой. Ребёнок – это не повторение вас, он уникален. Помогите его уникальности проявиться. 

3. Любите, давая ему всё то, что в силах дать ему. Ребёнок – это отражение ваших вложений, это ваше будущее. Творите своё будущее. 

4. Любите, ничего не прося взамен за всё то, что делаете для него. Когда–нибудь он, став взрослым, отдаст всё, что вы ему дали, своим детям, вашим внукам. 

5. Любите, уважая его и его проблемы. Чтобы понять ребёнка – встаньте рядом с ним, станьте равными ему, и вы увидите мир его глазами. 

6. Любите, относясь к чужому ребёнку как к своему. Делайте для него только то, что хотели бы сделать и для своего. Все дети, которых мы любим – свои. 

7. Любите, помня о том, что самая важная встреча для человека – это его встреча со своим ребёнком. Ребёнок – это встреча с неизвестным, это загадка. 

8. Любите, принимая ребёнка любым: удачливым и неудачливым, красивым и некрасивым, ибо всё в мире относительно. Только истинная любовь – абсолютна. 

9. Любите, доверяя ребёнку и сохраняя его изначально полное к вам доверие. Сохраните его открытым миру, уберегите его от своих собственных страхов. 

10. Любите, общаясь с ним, радуйтесь, ценя каждое мгновение. Потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.  

                                                                  САМОДИАГНОСТИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. 

Ключ: за каждый ответ "почти всегда" начислите себе 4 балла, "иногда" - 2 балла, "никогда" - 0 баллов. 

Оценка развития познания 
1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например, правый (левый), большой (малый), в (из)? 
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут? 
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? 
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить, как минимум, три указания? 
5.Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита? 

Оценка базового опыта ребенка 
6. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин? 
7. Был ли малыш в библиотеке? 
8. Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее? 
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории? 
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби? 

Оценка языкового развития 
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? 
12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? 
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник? 
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом? 
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай? 
16. Четко ли ребенок выговаривает слова? 
17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? 
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле? 

Оценка уровня эмоционального развития 
19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? 
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? 
21. Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? 
22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми? 

Оценка умения общения 
23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? 
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? 
25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая? 

Оценка физического развития 
26. Хорошо ли ребенок слышит? 
27. Хорошо ли он видит? 
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? 
29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? 
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? 
31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим? 

Зрительное развитие 
32. Может ли ребенок индентифицировать схожие и несхожие формы, например, найти картинку, непохожую на остальные? 
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например, б/п, кот/год? 

Зрительная память 
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать? 
35. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни? 

Зрительное восприятие 
36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? 
37. Понимает ли ребенок, что читают слева направо? 
38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов? 
39. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи? 

Уровень слуховых способностей 
40.Может ли ребенок рифмовать слова? 
41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес? 
42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? 
43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? 

Оценка отношения к книгам 
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? 
45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух? 
46. Задает ли ребенок вопросы о словах? 


А теперь попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого дайте ответы на                                вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу. 

Может ли ваш ребенок: 

1. Объяснить при помощи слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок? 
2. Изъясняться связно, например: "Покажи мне ..."? 
3. Понимать смысл того, о чем ему читают? 
4. Четко выговорить свое имя? 
5. Запомнить свой адрес и номер телефона? 
6. Писать мелком или карандашом на бумаге? 
7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено? 
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения? 
9. Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись? 
10. Слушать и следовать полученным указаниям? 
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? 
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание? 
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают историю? 
14. Положительно оценивать: я - человек, который многое может? 
15. "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора? 
16. Проявлять интерес к окружающим его предметам? 
17. Ладить с другими детьми? 

В заключении правдиво и искренне дайте ответ на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить ваши взаимоотношения с ребенком: 
1. Нравится ли Вам ваш малыш? 
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? 
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит? 
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? 
5. Поправляете ли Вы речь малыша? 
6. Позволяете ли Вы ребенку решать ошибки? 
7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли Вы его? 
8. Смеетесь ли Вы вместе с ним? 
9. Отводите ли Вы каждый день для чтения ребенку и для бесед с ним? 
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры? 
11. Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребенка? 
12. Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги? 
13. Есть ли у ребенка дома место (например, полка), которое отведено только ему? 
14. Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читать газеты, журналы, книги? 
15. Обсуждаете ли Вы с семьей и с ребенком что-нибудь интересное из прочитанного Вами? 
16. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша прежде, чем он успеет открыть рот: 
а) у зубного врача? 
б) в магазине? 
17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком? 
18. Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору? 
19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? 
20. Есть ли у ребенка возможность проявлять "Мощь своих мышц" в играх, мять, тискать и шлепать глину и т. п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения? 
21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки? 
22. Собираетесь ли Вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, музей? 

Полученные баллы сложите.

Если сумма: 

88 баллов - здорово; 
44 балла - неплохо; 
меньше 22 баллов - стоит задуматься. 

                                                                             АНКЕТА "Учитель - ученик" 

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то напишите "Да", если оно неверно, то "Нет". 

1. Учитель умеет заранее определить успехи своих учеников. 
2. Мне трудно ладить с учителем. 
3. Учитель - справедливый человек. 
4. Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам. 
5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми. 
6. Слово учителя для меня закон. 
7. Учитель тщательно планирует работу со мной. 
8. Я вполне доволен учителем. 
9. Учитель недостаточно требователен ко мне. 
10. Учитель всегда может дать разумный совет. 
11. Я полностью доверяю учителю. 
12. Оценка учителя очень важна для меня. 
13. Учитель, в основном, работает по шаблону. 
14. Работать с учителем - одно удовольствие. 
15. Учитель уделяет мало внимания. 
16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей. 
17. Учитель плохо чувствует мое настроение. 
18. Учитель всегда выслушивает мое мнение. 
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель. 
20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями. 
21. Учитель наказывает меня за малейший проступок. 
22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны. 
23.Я хотел бы стать похожим на учителя. 
24. У нас с учителем чисто деловые отношения

 Внимание, родители!!!

                                                  Памятки для родителей Принципы отношений родителей с детьми 

  • Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям. 
  • Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. 
  • Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
  • Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
  • Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  • Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
  • Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
  • Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.
  • Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

                                                                                               Правила общения

  1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.
  2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.
  3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.
  4. Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.
  5. Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.
  6. Сохраняйте дружелюбный тон! Как поддержать самоценность ребенка Безусловно принимайте ребенка.
  7. Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях. Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.) Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам.
  8. Помогайте, когда он просит. Поддерживайте каждый успех.
  9. Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.
  10. Конструктивно решайте конфликты. Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
  11. Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день. Как научить детей общаться
  12. Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми.
  13. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных навыков.
  14. Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми. Социальный успех определяется рядом условий:
  15. Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

                                                                           Навыки общения.

  • Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми.
  • Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения - обширная и многообразная практика. Помогите ребенку стать хорошим другом.
  • Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.
  • В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.
  • Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

                                                                                  Как помочь детям с нарушениями в общении

Агрессивный ребенок.

Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением.

Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей.

Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других.

Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.

Лживый ребенок.

Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики.

Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий.

Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.

Вызывающее поведение ребенка. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам?

Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно.

Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.

Драчливый ребенок.

Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути.

Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.

Застенчивые дети.

Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них.

Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей.

Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. 

Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость.

Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

Истерические проявления.

Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет.

В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.

Надоедливые дети.

Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе.

Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ему понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно.

Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им.

Научите их уважать чужие чувства и желания. Непослушные дети. 

Научите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.

ээ.jpeg           99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю»  


Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для полного самораскрытия, реализации. Сказать «Я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви. Вам предлагаются только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви. 

  1. Молодец! 
  2. Это как раз то, что нужно.
  3. Хорошо.
  4. Не отступай!
  5. Не скромничай.
  6. Вот это да!
  7. Удивительно.
  8. Ух, ты!
  9. Очень мило.
  10. Поздравляю с победой!
  11. Уже лучше.
  12. Продолжай в том же духе.
  13. Отлично!
  14. Я тобой горжусь.
  15. Великолепно!
  16. Ты делаешь все хорошо.
  17. Потрясающе!
  18. С тобой радостно работать.
  19. Я тоже делала ошибки, когда училась в школе.
  20. Смотреть на тебя одно удовольствие.
  21. Очаровательно!
  22. Солнышко моё.
  23. Дивно.
  24. Все просто замечательно.
  25. Классно!
  26. Прекрасная мысль.
  27. Поразительно!
  28. Это тебе по силам.
  29. Очень продуманно.
  30. И меня научи так делать
  31. Незабываемо.
  32. Хорошо сделано.
  33. Красота!
  34. Ты такой внимательный.
  35. Несравненно.
  36. Очень красиво написано.
  37. Восхитительно!
  38. Как тебе это удалось?
  39. Головокружительно!
  40. Ты легко это сделаешь.
  41. Как в сказке.
  42. Грандиозно!
  43. Очень трогательно.
  44. Фантастика!
  45. Предельно ясно.
  46. Мне очень нравиться.
  47. Очень ярко.
  48. Мне важна твоя помощь.
  49. Очень образно.
  50. Я рада тебя видеть.
  51. Остроумно.
  52. Как хорошо, что ты есть.
  53. Очень забавно.
  54. Уже лучше получается.
  55. Здорово у тебя получилось.
  56. Посиди со мной.
  57. Очень эффектно.
  58. Я скучала без тебя.
  59. Экстра-класс.
  60. Ты очень важен для меня.
  61. Прекрасное начало.
  62. Ты ловко это делаешь. 
  63. Я счастлива, что ты у меня есть.
  64. Ты еще учишься, поэтому и ошибаешься.
  65. Мне интересно с тобой общаться.
  66. Ты просто чудо.
  67. Ты зришь в корень.
  68. Ты на верном пути.
  69. Ты «бьешь» без промаха.
  70. Талантливо.
  71. Замечательно получилось.
  72. Ты просто гений.
  73. (молча обнять)
  74. Хотя в жизни и бывают неприятности, но я с тобой.
  75. (молча погладить по голове)
  76. Ты просто профессор.
  77. (молча подержать за руку)
  78. Я хочу тебя обнять, моя заинька.
  79. (молча с улыбкой посмотреть в глаза)
  80. Эффективно работаешь.
  81. Удивительно получилось.
  82. Все четко и ясно. Ювелирная точность.
  83. С каждым разом у тебя получается все лучше.
  84. Я понимаю, твои переживания.
  85. Еще один рывок и все получится.
  86. Прекрасное исполнение.
  87. (почитать вместе книгу)
  88. Это просто прорыв.
  89. Ты самый лучший.
  90. Чудесно.
  91. Ты очень красивый.
  92. Неподражаемо.
  93. Ты поступил по-взрослому.
  94. Я хочу поддержать тебя, когда тебе бывает плохо.
  95. (поговорить о проблемах ребенка)
  96. Ошибка это не преступление, это сигнал, что надо потрудиться.
  97. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.
  98. Высший класс!
  99. Я радуюсь твоим успехам.
  100. Ты очень одаренный.  

                                                   Психотерапия неуспеваемости

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту.

Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту.

Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам.

Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.

Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье:

за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа. 

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.